Дерево – живой материал

Дерево - живой материал, созданный природой. Даже спиленное оно остается живым, оно дышит, излучает тепло, дарит нам ощущение уюта и безопасности. 

Дерево – живой материал

Полвека назад древесина «морально устарела». Ее потеснил пластик, из которого делали одежду, предметы быта, мебель. Будущее рисовалось миром небоскребов, пластика, стекла и бетона. Ура синтетике! Даешь нейлон! Мало кто предполагал, что в 21 веке весьма состоятельные люди откажутся от синтетики и предпочтут какой-то «деревенский стиль»: жить в избе, носить льняную одежду, даже обшивать деревом салон автомобиля (а лучше – ездить на велосипеде). Что станут покупать деревянные украшения и игрушки, восстанавливать и ценить старинные деревянные постройки - такие «топорные» на вид.
Древесина опять вошла в обиход, но уже не по прихоти моды, а потому что человек - это часть природы, и материалы ему нужны природные. Те, в которых есть «экологическая чистота» (это мы понимаем умом) и «душа» (это чувствуем интуитивно). 
Древесина – вероятно, самый одухотворенный материал. Который может быть твердым и тяжелым как камень (например, у дерева бакаута или лиственницы), но, в сущности, «соткан» из света и воздуха – путем фотосинтеза. Веками древесина накапливает великую энергию солнца, а когда горит костер, или пылают угли, эта энергия высвобождается. 
Дерево молчаливо – но, оказывается, оно живет в море информации. Ведь его развитием и ростом управляют десятки сигнальных веществ. Насекомые и клещики, которые научились эти вещества синтезировать, могут одним укусом построить себе «квартиру», формируя наросты-галлы. Дерево ощущает колебания температур, световые и механические сигналы. Его ствол сотрясают вибрации собственного роста, там возникают электрические токи за счет движения ионов. Силы стихий: могучие ветры, трескучие морозы, извержения вулканов, засухи, нашествия вредителей запечатлеваются в изгибах ветвей и годичных кольцах. Болезни, судьба и даже индивидуальный «характер» дерева порождают капы и другие причудливые наросты. В гуще городских лесопарков есть старые деревья, раскидистая крона которых «помнит», что раньше здесь были поля и пастбища. Разумеется, никакой дуб не запоминает, что под ним когда-то отдыхал король, или великий поэт. Однако это помнят люди – и дерево становится культурным символом, памятником природы. 
Дерево – сложное гидротехническое устройство. Чтобы сохранять прочность ствола и способность проводить растворы, используются хитрые механизмы вставочного роста. Крона меняет форму, когда тянется к свету и борется с огромными нагрузками. У каждого дерева свой путь выживания. Ель годами томится в подлеске, а когда упадет великан – тянется, чтобы занять «окно». Если дерево не успело победить, часто гибнет, так выматывает этот бросок. Каштан растет всегда неспешно, его задача – перекрутить ствол, чтобы не расщепили тяжеленные ветви. Мангровые деревья взбираются на «ходули» и переплетаются, чтобы выдерживать натиск морских волн. Кедровый стланик перед снегопадом сам ложится на землю - иначе сломается под многотонной массой камчатских снегов. А если стланику не нравится место, он постепенно «уходит» в сторону, укореняясь там. Подобные «шагающие» кусты – самые старые организмы на планете. Стебли вереска, проросшие двадцать тысяч лет назад, давно истлели, а их отпрыски все еще движутся по британским пустошам.
Под землей деревья тоже борются – строят редуты, занимают позиции, ведут «информационную войну» - веществами, подавляющими рост соседей. Вокруг корней живут бесчисленные грибы, бактерии, мелкие животные - все они участвуют в этой борьбе. У каждого лесного патриарха есть своя «подземная гвардия», а сам он - генерал. Против конкурентов действуют не только корни, но и листья деревьев. Ничего не растет и под елью, где слишком мрачно, и под баньяном, где светло - но ядовиты опавшие листья. 
Дерево – дом для тысяч живых существ. Все они - крохотные тли, снующие по стволу муравьи, поющие птицы, медведь, устраивающий берлогу в корнях - также вносят вклад в его форму. И вот мы видим «живую скульптуру», сотканную из хаоса и порядка, большими и малыми силами. Его плоть – материал обыденный и священный. 
Почему-то большинство народов (даже пустынные жители) изображали ось своего мира в виде древа. Мировое древо или Древо жизни связывало землю и небеса. Каждая деревянная вещь, будь то посуда, копье, маска, была в некотором роде частицей Мирового древа, несла отголосок этого архетипа. Первобытный резчик не занимался производством - он священнодействовал, он отсекал все лишнее от заготовки, чтобы добраться до его сакральной основы. Деревянные вещи покрывали рисунком и резьбой не только для красоты – так «заклинали» предмет, делали своим. Он всегда нес отпечаток личности мастера, его эмоции, незаурядность и волшебство. Этой магией обладают африканские маски, австралийские чуринги, японские фигурки кокэси - и просто старые деревянные вещи из бабушкиного сундука. Хоть объяснить ее невозможно. Просто надо почувствовать.